ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
МБУ "ГОРОДСКОЙ АРХИВ"
Кемерово, ул. Институтская, 12
+7(384 2) 64 - 17 - 82
gorarhiv.kemerovo@mail.ru

МБУ "ГОРОДСКОЙ АРХИВ"

МЕНЮ

10.10.2020г. В отделе истории Кузбасского государственного краеведческого музее в рамках III-го сезона историко-краеведческого лектория «Кузбасс – взгляд в историю» состоялась лекция «Московско-Сибирский тракт: история знаменитого маршрута».

Лекцию прочитала Людмила Анатольевна Скрябина - автор более 20 научных публикаций по этнографии и истории Сибири, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник музея-заповедника «Томская Писаница».


111

История Московско-Сибирского тракта является важнейшей частью истории Кузбасса:

1. тракт сыграл ключевую роль в заселении северных восточных районов Кузбасса;
2. заложил основы современной транспортной системы региона;
3. оказал огромное влияние на традиционную культуру и быт населения прилегающих территорий.


После похода Ермака в Сибирь в 1581—1585гг. необходимо было закрепиться в Сибирских территориях и начать их освоение. В связи с этим были основаны остроги: Тюмень (1586г.), Тобольск (1587г.). Окончательной датой завоевания Сибирского ханства считается 1598г.

На протяжении XVIIв. главными транспортными артериями оставались реки и волости.
Создание сухопутной транспортной системы стало возможным благодаря целенаправленной политике государства.

С 1731г. по Указу императрицы Анны Иоановны началось обустройство Сибирского тракта, который связал Центральную Россию с Дальним Востоком, Европу с Азией. Тракт прошел по Северу Кузбасса – образованы села и деревни Проскоково, Мальцево, Ишим, Колыон, Почитанка, с. Кийское (в последствии г. Мариинск), Итат.


Тракт использовался для грузовых и почтовых перевозок. На Севере современной Кемеровской области -Кузбасса на Московском тракте располагалось 10 почтовых станций: Колыонская, Большепочитанская, Бирикульская, Подъелничная, Сусловская, Тяжинская, Итатская, Большекосульская, Боготольская и Краснореченская. На каждой станции содержалось по 10 пар лошадей.

От г.Томска до г.Иркутска ежегодно ехало до 20 тыс. возчиков, перевозивших до 40 млн. грузов. В почтовых и курьерских тройках Московско-Сибирского тракта использовались колокольчики (подвешивались под дугой коренника). Почтовые станции являлись казенными учреждениями и представляли собой комплекс построек, в том числе и хозяйственных.

В притрактовых селах крестьяне занимались извозом и ямской гоньбой, содержанием постоялых дворов, а также кустарными промыслами - бондарными, гончарными.

1111

Для развития торговли Екатерина II в «Грамоте на права и льготы российским городам» предоставляла льготы местным купцам, тогда же было дано разрешение на прямую торговлю с азиатскими странами. Одним из самых богатых сел в Томском уезде было Кийское (с 1956г. – г. Кийск, с 1957г. – Мариинск).

Дорогой «слез и горя» («кандальный путь») был тракт для осужденных, которых партиями гнали на каторгу. 
Протяженность Сибирского тракта («Большая Сибирская дорога») составляла 6, 333 км. – самый длинный путь в мире на тот момент времени, соединил Москву и г. Нерчинск. Ширина дорог была разной и зависела от грунта: на сухом грунте – 10,5 м., при ширине боковых канав по 1 м., проезжая часть, при мягком грунте 18м., при ширине боковых канав 4 м. При этом, главная дорога должна быть в середине приподнята примерно на 60 см.

На протяжении почти двух столетий Сибирский тракт обеспечивал:
1. перевозки представителей государственной власти (ямская гоньба курьерскими лошадьми);
2. перевозки почты и пассажиров (ямщина или почтовая гоньба);
3. перевозки различных товаров и производственных грузов (подводная гоньба);
4. обслуживание пенитенциарной системы («этапная гоньба).


В конце XIXв. с запуском Транссибирской железной дороги традиционный уклад жизни начал меняться, а в начале XXв. железная дорога одержала победу на гужевым транспортом.

© 2021. .