Альманах историй

Любимой площади черты

Формирование города – его левобережной части – началось с реализации проекта сад-город по плану П.А. Парамонова. Но застройка небольшими кварталами с деревянными жилыми домами и огородными участками в начале 30-х годов была заменена застройкой более крупными кварталами и бараками; затем появились кварталы социалистического города уже по проекту Э. Мая. Это случилось в послевоенное время, в 1947-1948 годах. Одноэтажный город-сад в своем первом генеральном плане имел уже структуру, характерную для современного города. Основные магистрали сохранены, мелкие неблагоустроенные улицы исчезали, а крупные направления разрабатывались и застраивались несколько десятилетий.

Самое удобное место на живописном изгибе реки Томи ниже впадения в нее притока Искитимки – Притомский участок, стало застраиваться в 20-х годах прошлого века вслед за пуском коксохимического завода. От завода начинает счет первых домов Советская улица, до сих пор не потерявшая значения главной улицы Центрального района и города. На Советской улице, позднее Советском проспекте, формировались главные культурные центры – клубы, театры, административные учреждения. К Советскому проспекту примыкал один из первых клубов города – клуб Нижней Колонии; он был снесен вместе с окружающими домами при строительстве Кемеровской ГРЭС в 30-х годах. Вблизи Советской улицы в 1927 году были построены Дворец труда и первая окружная больница (ныне горбольница № 3).

Невдалеке, ближе к Томи, от Советской улицы построен первый банк, в честь которого улочка рядом была названа Банковской; позднее она переименована в улицу Кирова. У Дома кино «Москва» до 50-х годов действовала городская почта с телефонной станцией в двухэтажном деревянном здании. К улице Кирова примыкает городской сад – гордость индустриального города.

Вблизи Советской улицы построен новый универмаг – крупнейший в городе. Советская улица впервые в городе была замощена «каменным тычком», по ней впервые была проложена трамвайная линия. По Советскому проспекту строились первые жилые дома социалистического города в послевоенный период, второй крупнейший кинотеатр – ныне музыкальный театр имени Боброва, драмтеатр, главпочтамт, административное здание комбината «Кузбассуголь», административные здания областного центра: областной совет профсоюзов, обком КПСС – ныне областная администрация, Кемеровогорпроект Главкузбассстроя.

На возведении зданий Советского проспекта пробовали свою руку известные архитекторы Кемерова, Новосибирска, Москвы и Ленинграда.

Но настоящим шедевром в центре города является Притомский участок с его небольшой уютной и поэтичной площадью Пушкина. Формирование этого участка началось с разработки генеральной схемы планировки города, осуществленной в 1935-1936 годах бригадой Новосибирского Горстройпроекта под руководством инженера-архитектора И.И. Соколова-Добрева.

Родившиеся в России черты нового стиля – конструктивизма – в 20-30-х годах XX века дали новые образцы архитектуры в городах Сибири. Работа в этом стилевом направлении велась в Кузбассе, особенно в городе Кемерово. Но ко времени разработки генеральной схемы планировки города ценностные критерии по созданию новой среды коммунального обитания начали приобретать черты неоклассицизма, возникшего в начале XX века.

Выдающимся московским классиком нового стиля был Иван Жолтовский. Упадок модерна как стиля русской усадьбы совпал с усилением неоклассицизма в московских особняках. Что же касается жилой среды для Москвы, Петербурга и городов России, то довольно скоро в архитектуре как модерна, так и конструктивизма стилевые характеристики начали вытесняться этим по-новому подаваемым классицизмом, характерным для России в конце XVIII – начале XIX века.

В середине 30-х годов город Кемерово был еще провинциальным городом Западно-Сибирского края наряду с Ленинском, Анжеро-Судженском, Новокузнецком, Белово. При реализации генеральной схемы Новосибирского Горстройпроекта в 30-х годах уже появляются первые жилые дома неоклассического стиля на будущей площади Пушкина, с которых и началось ее формирование. Площадь Пушкина до начала 60-х годов играла роль главной площади города.

Автором проекта застройки Притомского участка был главный архитектор Кемпроекта Владимир Робертович Цабель. Застройка началась во второй половине 30-х годов. В.Р. Цабель прекрасно образованный, опытный в архитектурном проектировании, мягкий, вежливый, тактичный – умело направлял энергию молодых архитекторов и проектировщиков Кемпроекта. Руководителем Кемеровской организации Союза архитекторов СССР был Анатолий Георгиевич Андронов. Он был первым председателем Кемеровской организации Союза архитекторов СССР, созданной в 1936 году, начальником строительного отдела и одновременно заместителем директора Кемпроекта по производственным вопросам. Строго следил А.Г. Андронов за передовыми направлениями в архитектуре, за профессиональной культурой работников Кемпроекта.

В середине 30-х годов в Кемпроект прибыло несколько молодых выпускников архитектурных вузов из Харькова, Новосибирска, Москвы, Ленинграда. Выпускники вузов, техникумов в те годы легко отрывались от своих альма-матер и ехали в далекую провинцию. Их хорошо принимали, им доверяли, и они как равные с местными архитекторами участвовали в проектном процессе.

Вот что вспоминает Л.И. Донбай, прибывший в город Кемерово в июле 1934 года вместе со своим другом А.А. Полянским из города Харькова после окончания архитектурного факультета Харьковского строительного института: – Когда я приступил к работе в Кемпроекте, в стадии рабочего проектирования находилось несколько объектов (жилых домов), которые сейчас являются основой застройки центра города. Архитектор Игорь Белоусович заканчивал проект жилого дома, что ныне стоит рядом с гостиницей «Томь». В то время мы увлекались уже всевозможным декором и убранством (неоклассическим. – авт.), и поэтому этот дом показался мне в проекте несколько простоватым. Потом дом выстроили, и он считался одним из лучших жилых домов в городе по внешнему виду и по комфортабельной планировке квартир.

Два угловых жилых дома – по ул. Орджоникидзе, 1 (Притомская набережная, 13) и симметричного ему дома по улице Орджоникидзе, 5, выходящего вторым фасадом на улицу Арочную, – проектировал техник-архитектор из Москвы Н.Н. Текутов. Донбай пишет: «Он приехал вместе с женой – оба красивые, молодые, веселые – приятная пара. Текутов был талантливым архитектором, это видно и по его проекту жилого дома. Здесь наблюдается тонкая проработка архитектурных деталей, проявление хорошего вкуса».

Петр Кушнарев, как и Л. Донбай и А. Полянский, прибыл в Кемерово после окончания архитектурного факультета Харьковского строительного института. Он проектировал жилой дом по улице Орджоникидзе, 3. Это дом с магазином в первом этаже. Пройдите вдоль его главного фасада, полюбуйтесь его деталями, пропорциями отдельных элементов. За семьдесят с лишним лет немногое изменилось в его облике.

Наличие высоких парапетов-аттиков над крышей домов вдоль фасадных карнизов, выходящих на площадь, – это наследие конструктивизма, от которого не могли быстро отказаться молодые архитекторы. Деталей же неоклассицизма больше (сандрики над окнами, лопатки одиноких и спаренных колонн, арочные перемычки с наличниками и замковыми камнями, карнизы с сухариками, пояски и другие детали). Некоторую новизну и живость домам придают круглые слуховые окна в высоком парапете-аттике центральной западающей части фасада. По существу стилевое решение эклектично, но какая грамотная эклектика (!), как хорошо продумано, вписано в наш сибирский климат. Вместе с современным грамотным цветовым решением дом этот оставляет впечатление праздничной нарядности, выделяясь на фоне более скромных по решению фасадов домов № 1 и 5.

Построенные друг за другом в 1935-1939 годах, эти дома были первым шагом в формировании будущей площади. По оси улицы Орджоникидзе уже стояла гостиница «Томь» – ее первые два здания, что сейчас во дворе проектного института «Кузбассгипрошахт». Но уже тогда площадь становится главной площадью города.

Сразу после Великой Отечественной войны начинают проектировать и строить ряд зданий западной стороны площади. Первым из мастеров архитектуры, принявшихся за проектирование площади в это время, был Леонид Касьянович Моисеенко. Участник войны, успевший получить высшее архитектурное образование в довоенное время (1940 год), он после ранения под Сталинградом оказался в кемеровском эвакогоспитале и, оправившись от тяжелого ранения, остался здесь работать. Первым его проектом было административное здание УВД на углу Советской улицы и улицы Орджоникидзе (ныне здание городской администрации). Потом Моисеенко разрабатывал жилые дома на площади Пушкина: дом с аркой и магазином «Мелодия» (сейчас это помещение занимает трактир «Жили-были») и жилой дом с булочной на первом этаже, угловой, выходящий вторым фасадом на улицу Островского (сейчас на первом этаже размещается бутик итальянской мебели).

Моисеенко был в это время директором Облпроекта и его творческим руководителем. Квалифицированных проектировщиков не хватало. Мастерская при главном архитекторе города не справлялась с выросшим объемом послевоенного проектирования. Главным архитектором и начальником мастерской был в это время Владимир Иванович Кривцов, и все работы по проектированию проходили через управление главного архитектора (УГА). Вновь организованный Облпроект свел обязанности главного архитектора к разрешительным функциям (отвод земельного участка, рассмотрение и утверждение фасадов благоустройства, регулирование развития инженерных сетей города). Градостроительный совет при главном архитекторе города рассматривал творческие вопросы.

Обычно автор разработки проекта готовил для Совета иллюстративный материал, который включал как решение фасадов, так и размещение объектов проектирования на отведенной площадке. Совет рассматривал, обсуждал и утверждал, давал автору проекта рекомендации по доработке или переработке.

Л.К. Моисеенко, будучи первым руководителем Облпроекта, приложил усилия, чтобы площадь имела неоклассическую трактовку. Случайно ли, интуитивно ли, по велению ли судьбы, а может быть, и по божьему промыслу рука зодчего вывела для продолжения улицы прочную трехчастную арку, почти такую же, через какую Пушкин с друзьями-лицеистами много раз проходил в Царскосельском лицее. Только в Царском селе под сводами арки никто бы не подумал проложить теплотрассу, а у нас арка украшена таким индустриальным «чудом».

Площадь не имела своего названия до 1949 года. Вся застройка называлась Притомским участком. Но в канун 150-летия со дня рождения А.С. Пушкина исполнительный комитет Кемеровского облсовета решением от 25 мая 1949 года принимает предложение областной комиссии по проведению юбилея о присвоении площади у Притомского участка имени А.С. Пушкина. Следует заметить, что в это время строящиеся дома западного фланга площади были еще огорожены забором, за которым отделывались фасады этих домов, а некоторые едва были видны из-за ограды, так как строились.

Если снова вернуться во времена Пушкина в Петербург, то нетрудно заметить, что в то время в России, в Петербурге и в Москве, в архитектуре господствовал классицизм. В послевоенной архитектуре 40-х – начала 50-х годов XX века наблюдался новый всплеск классицизма, вызванный торжеством победы в Великой Отечественной войне. Напомним, что еще в 30-х годах XX века неоклассицизм был основным стилевым архитектурным направлением не только в России, но и во многих союзных республиках СССР. Великая победа только усилила этот процесс.

Присмотревшись к длинному, изломанному в плане дому, фланкирующему площадь с западной и юго-западной стороны, можно заметить, что стильные детали фасадов несколько отличаются друг от друга. Дом составлен из четырех частей, имеющих разныйхарактер и разных авторов. Изломанный дом с аркой и угловой дом с мебельным бутиком – это авторская проработка Леонида Касьяновича Моисеенко. С южных торцов есть пристройки с авторской проработкой Петра Кушнарева (предположительно). Разная трактовка деталей не нарушает неоклассического образа дома в целом, и разбивка фасадов на мелкие детали соответствует трактовке членений площади и пешеходной части бульвара по улице Орджоникидзе.

Здание жилого дома с аптекой и магазином спортивной одежды архитектора Л.И. Донбая и двухэтажный детский сад (ныне учебное здание гимназии № 1) не только не нарушают ансамбль площади, но делают подход к ней более торжественным. Это достигается также более мелкими деталями многоколонного портика здания школы, ажурной его оградой, решеткой ограждения бульвара и иными деталями благоустройства.

Прекрасно, что в Кемерове есть такой район, такая площадь, где можно отдохнуть душой, где стихи слетают с уст, а простые слова обретают высокий смысл. Надо сохранить этот заповедный уголок, он наполнен вдохновением, мелодией пушкинских стихов. Поэт смотрит в сторону Томи, но на пути его взгляда стены крупного здания Кузбассгипрошахта – самой поздней постройки площади. Памятник установлен в 1954 году, здания тогда еще не было. На его месте был сквер. Только к концу 50-х годов Сибгипрошахт, размещавшийся в Новосибирске, решил, что иметь свой филиал в Кемерове дешевле, чем бесконечно ездить в командировки; шахты и разрезы были только в Кемеровской области. Силами Сибгипрошахта запроектировано здание филиала в Кемерове и постепенно создан проектный институт. Главный архитектор проекта здания Сергей Симонов из Новосибирска. В 1958 году здание начали проектировать. В 1961 году его сдали в эксплуатацию. Так завершилось формирование самой любимой площади города.

Хочется еще остановиться на личности автора памятника Пушкину. Матвей Генрихович Манизер – профессиональный скульптор. Знаком со скульптурой с детства – его отец преподавал рисунок в училище Штиглица в Петербурге. С восьми лет мальчик начал заниматься рисунком и лепкой в той же школе Штиглица под руководством известного скульптора академика М.А. Чижова. А за год до поступления в Академию художеств Матвей Манизер учится рисунку в личной мастерской профессора академии В.Е. Савинского. Уже поступив в Академию художеств, вечерами посещал Школу Общества поощрения художеств, где занимался в классе скульптуры.

Матвей Манизер, учась в Академии художеств, увлекался музыкой, профессионально играя на виолончели. Параллельно окончил физико-математический факультет Петербургского университета (1914 год). Будучи уже скульптором и математиком, он в 1919 году в целях завершения музыкального образования поступил на старший курс консерватории и, окончив ее, два года выступал в профессиональных оркестрах в Павловске, Кронштадте, Петрозаводске, Пскове и других городах.

Математик, скульптор и музыкант – Матвей Манизер свое истинное призвание видел в скульптуре, которой занимался полвека. Он глубоко поверил в дело революции и полностью посвятил ему свое творчество.

Став членом Президиума Союза деятелей искусств в 1918 году, он встречается с Горьким, личность которого его поразила.

М.Г. Манизер создает скульптурный портрет А. М. Горького, с которого начинается его увлечение портретной скульптурой. Далее – образ В. И. Ленина. Ему он посвящает несколько работ, в том числе серию медалей, названную Ленинианой. Двенадцать медалей, отлитых в бронзе, по 500 штук каждая. Он создает памятник В.И. Ленину в Ульяновске (открыт в 1940 году), за что ему присуждена Государственная премия СССР в 1941 году. За скульптурную статую Зои Космодемьянской (1942 год) М.Г. Манизер также становится лауреатом Государственной премии СССР. За памятник И.П. Павлову в Рязани (открыт в 1949 году) он снова удостоен Государственной премии СССР.

Скульптора увлекает в загадочный мир великих личностей, и он создает незабываемые образы: Мичурина – для города Мичуринска, Кирова – в Петрозаводске, трижды Героя Советского Союза Покрышкина – в Новосибирске, Добролюбова, Щербакова, Дзержинского, Репина, генералов Советской Армии Илюшина, Еременко. Его увлек образ Д.Д. Шостаковича, и он создает его скульптурный портрет. Затем портреты Майи Плисецкой, Дмитрия Донского на Куликовом поле и другие произведения.

По-настоящему его захватил образ А.С. Пушкина. Он создает серию скульптур поэта. Созданные им скульптуры А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя установлены в интерьерах Малого театра. Величиной «в натуру», они предназначались для интерьера театра, но были так хороши, что их решили тиражировать. Фигуру А.С. Пушкина Манизер отлил в 1948 году, к 150-летнему юбилею со дня рождения великого поэта (1949 год). В это время в Кемерове сложилась и площадь Пушкина. Руководители города пытались заказать к этой дате скульптуру поэта. Но интерьерная скульптура в масштабе 1:1 не совсем подходила для площади.

Понимал это и скульптор. Но у него были готовые формы многократной бронзовой отливки, и были готовые отлитые скульптуры. Разрабатывать новую модель было дорого и долго. Переводить произведение в другой масштаб – равносильно разработке новой скульптуры.

В ноябре 1954 года, в канун 37-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, под торжественные звуки Гимна Советского Союза опадает на гранитные ступени голубое покрывало. Взору собравшихся почитателей великого поэта предстала фигура А.С. Пушкина.